Ремонт резиновой надувной лодки.

Тем, кто имел опыт эксплуатации резиновых лодок должно быть хорошо известно о том, что резиновая ткань требует бережного ухода — тщательной просушки, консервации на зиму при помощи талька и т.д. — всё это создаёт дополнительные неудобства и расходы, но не смотря на все усилия резиновая ткань постепенно теряет свои свойства, проще говоря, гниёт. Обычно срок службы резиновой лодки, при более менее интенсивной эксплуатации редко превышает 10 лет — дальше начинает сказываться износ материала — частые проколы, нарушение герметичности и т.д. делают дальнейшее использование лодки небезопасным.

Поэтому важное значение принимает умение и знание основ ремонта резиновой лодки.

Существуют два основных способа ремонта : холодный и горячий. Холодный ремонт может быть осуществлен в домашних и даже в походных условиях. Для работы нужны ножницы, ролик и диск для прикатки (вместо них можно использовать подходящий предмет цилиндрической формы), наждачная бумага для зачистки резинового слоя ткани, кисточка для нанесения клея, растворитель и резиновый клей, который хранится в герметически закрытой таре. Лучше использовать клей, входящий в комплект запасных частей и принадлежностей к лодке (ЗИП).

Резиновые клеи представляют собой растворы каучуков или невулканизированных резиновых смесей в органических растворителях. Вполне доступны клей резиновый (марки А и Б), 4010, 4508, 88Н, 4НБув; иногда для ремонта надувных лодок используются самовулканизирующиеся клеи холодного отвердения: СВ-1, СВ-1-5, СВ-1М, СВ-1-5М, которые получаются при смешивании клея 4508 с раствором вулканизирующего агента клея УлейконатФ или Улейконат МФ.Для долговечного и качественного ремонта надувных лодок, да и вообще для долговечного ремонта нельзя использовать цианакрилатные или, как их называют, суперклеи. Их главный и единственный плюс – возможность моментально приклеить что угодно к чему угодно, но, к сожалению, очень ненадолго. Чем лучше клей, тем меньше подсохшая клеевая пленка липнет к пальцам. Существует прямая зависимость между остаточной липкостью и конечной прочностью: чем выше липкость, тем хуже прочность! Это замечание в полной мере соответствует характеристикам полиуретановых клеев и в значительно меньшей мере относится у полихлоропреновым, остаточная липкость которых свидетельствует о наличии в составе клея специальных, повышающих липкость смол. Чем выше термостойкость клея. Тем лучше, если, конечно, термостойкость указана на упаковке.

Универсальный клей всегда хуже, чем специальный.
Влажность или вода (пока клеевая пленка не подсохла) – убийцы полиуретановых клеев и недруги хлоропреновых!
Нагревать клеевую пленку перед склейкой всегда лучше, чем не нагревать.

Перед употреблением клей размешивают и взбалтывают; если он слишком густой, его разводят растворителем. Проколы, сдиры, небольшие разрывы бортов и днища ремонтируют, накладывая на повреждение заплату (усиление) круглой или овальной формы. Усиление должно быть шире поврежденного места на 25Ч30 миллиметров в каждую сторону.

Если разрыв большой, то его сначала зашивают капроновыми нитками. В этом случае форма заплаты должна повторить форму разрыва; углы ее необходимо закруглить, чтобы они не отрывались при эксплуатации надувной лодки. В качестве заплаты рекомендуется использовать материал, входящий в комплект ЗИП, или идентичный тому, из которого сделана лодка. Рекомендуется брать с собой в поход несколько отшерхованных. лоскутков для заплат или кусок отшерохованной ткани, из которой на месте, можно вырезать заплату нужных размеров и формы. Отрезки ткани должны быть упакованы в полиэтиленовый пакет. Склеиваемые поверхности лодки и заплаты — надо зачистить крупнозернистой наждачной бумагой (при ее отсутствии можно шороховать верхний слой резины ножом, по очень осторожно, чтобы не проколоть прорезиненную ткань и не задеть текстильную основу).

Затем поверхности протереть растворителем (бензином или этилацетатом), который очищает их от пыли, образовавшейся при шероховке, обезжиривает и способствует набуханию резинового слоя ткани. Если нет растворителя, то промыть ткань можно чистой водой, однако прочность склеивания в этом случае меньше. Поверхности нужно хорошо просушить и нанести на них кисточкой тонкий ровный слой резинового клея.

Через 10-15 минут, когда клей перестанет прилипать (это можно проверить лезвием ножа), нанести второй слой и дать ему высохнуть настолько, чтобы при касании ножом прилипание едва ощущалось. Нельзя дышать на смазанную клеем поверхность, чтобы ускорить испарение растворителя, так как влага от дыхания ухудшает прочность склеивания.Растворитель, испаряясь с поверхности клеевой пленки, охлаждает ее, и пока этот процесс не завершен, клеить нельзя. Потому что растворитель не успеет испариться. А это значительно ухудшит качество стыка. Не обязательно непосредственно перед склейкой нагреть клеевые пленки на месте склейки и латке до 50-60 градусов С в обязательном порядке. Этот процесс называют термоактивацией. Она cпособствует более активному движению молекул клея в пленке, вследствие этого большее количество молекул найдут себе партнеров на второй склеиваемой поверхности. В домашних условиях нагреть можно обычным бытовым феном , а на природе, после того как латка уложена на ремонтируемый участок ткани, сверху на несколько минут можно поставить алюминиевую кружку с кипятком или что-либо подобное.
Предварительно прогретое место склейки плотно прижимаем. Для хорошей склейки достаточно приложить давление 5-7 кг/см. кв. От большего давления хуже не будет, только не переусердствуйте. У одних клеев это время выражается в секундах, у других – в часах и сутках.

Заплату взять за края и, не касаясь руками склеиваемых поверхностей, наложить точно на поврежденное место. После того как обе поверхности соприкоснулись, изменить положение заплаты очень трудно, снять ее можно только рывком. Когда заплата наложена, ее надо прижать рукой, разгладить от середины к краям и прикатать роликом. Если под заплатой оказался пузырь воздуха, его нужно осторожно выдавить наружу. Затем заплату следует посыпать тальком, чтобы к ней не прилипали другие куски материи.

Ремонт рекомендуется производить при температуре не ниже 15°’С. Если ремонт приходится делать в походных условиях, то в хорошую погоду лодку надо поместить в тень, так как на солнце клей быстро образует пленку. В ветреную или дождливую погоду ремонтировать лучше в закрытом помещении (например, в палатке), чтобы защитить склеиваемые поверхности от попадания влаги или соринок.

Ремонт отслоившихся заделочных лент и резиновых пресс-деталей проводится также холодным способом. Для более прочного склеивания не следует наполнять лодку воздухом в течение суток после ремонта (в походных условиях не менее трех часов). Если требуется заменить полотнища, отремонтировать перегородки, заделать большие разрывы нескольких отсеков, расслоение швов, необходимо отправить лодку, на завод-изготовитель или в специализированную мастерскую.

Горячий способ применяется при нарушениях (негерметичности) стыковки бортов, в местах приклейки перегородок, отслоении ленты (регулятора) бортов. Такой ремонт осуществляют также на заводе или в специализированной мастерской, где есть соответствующее оборудование и материалы.

Для герметизации стыка транца и баллонов резиновой лодки хорошо себя зарекомендовала жидкая резина «U-1». Продается в упаковке, аналогичной «Жидким гвоздям». Обладает хорошей адгезией (прилипаемостью). Бензостойкая. К сожалению, попадается только белого цвета. Стоит 200 рублей.
Также для ремонта и приклейки дополнительных опций (уключины, банки) применяю универсальный резиновый клей «Момент» в банках емкостью около 400 г. Цена — 150 рублей. Недавно в строительном магазине купил клей «88» по такой же цене.

Если в ЗИПе вашей надувной резиновой лодки не оказалось резинового клея, то можно подобрать для ремонта другой клей.

При отсутствии указанных марок, можно воспользоваться и самовулканизирующимися клеями холодного отвердения: СВ-1, СВ-1-5, СВ-1М, СВ-1-5М, которые получаются при смешивании клея 4508 с раствором вулканизирующего агента клея «лейконат» или «лейконат М». Перед употреблением клей размешивают и взбалтывают, а если он густоват, то разводят растворителем.
— Простой резиновый клей можно получить, если:
растворить натуральный каучук (1в. ч.) в 10-15 в. ч. бензина-растворителя (бензин «галоша») или в авиационном бензине Б-70. Нарезанный мелкими кусочками каучук залить бензином так, чтобы он слегка покрывал нарезанные кусочки и оставить на двое суток. Затем всю получившуюся массу тщательно перемешать, добавив туда оставшийся бензин.
Клей 88И (88Ш1). Его используют при склеивании резины с металлом. Склеиваемые поверхности резины и металла зачищают и обезжиривают. Клей разжижается бензолом до консистенции жидкой сметаны, наносят на резину и сушат 3-5 минут. Затем наносят второй слой клея на резину и первый слой на металл. Оба этих слоя сушат 5-6 минут. Детали накладывают друг на друга и удаляют воздушные пузырьки. Склеиваемые детали сохнут под прессом 24 часа.
Термопреновый клей. Он применяется для склеивания резины с металлами. Термопрен измельчают и растворяют в авиационном бензине Б-70 (лучше в бензине «Галоша») в соотношении 1: 10. Детали зачищают, обезжиривают и накладывают первый слой тер-мопренового клея на металл и резину. Через 10-15 минут наносят второй слой только на металл. На резину поверх термопренового клея наносят тонкий слой обычного резинового клея. После повторной (10-15 минут) сушки детали соединяют, удаляют пузырьки и сушат, помещая под пресс на 5 часов.
Вот еще один рецепт термопренового клея: термопрен — 1 в. ч., бензин «Галоша» (или Б-70) — 6 в. ч., бензол — 3 в. ч.
По обоим рецептам термопрен растворяют в бензине при температуре 70-80°С — при этом надо соблюдать осторожность! Лучше это делать в водяной бане.
— Клей «Лейконат» (изоцианатный). Этот клей представляет собой 20% лейконата в дихлорэтане. Он предназначен для склеивания резины с металлом и служит грунтом для металлической арматуры при изготовлении резиновых приманок. Склеиваемые поверхности зачищают шкуркой и обезжиривают бензином Б-70. После высыхания бензина (примерно 20 минут) детали покрывают клеем, выдерживают на открытом воздухе в течение 30 минут, складывают так, чтобы не было воздушных пузырей, и зажимают в прессе. Время полного высыхания клея — 24 часа.
Естественно, нужно неукоснительно придерживаться инструкции по применению